Friday, July 19, 2019

О найме в большую компанию

Вступление

Произошло два важных события: 
  • у меня появилось желание сделать Калининград основным местом моего проживания;
  • мои ученики готовы пойти на свою первую работу по специальности фронтенд.
И я начал искать компанию в Калининграде, с которой можно построить долгосрочные рабочие отношения и трудоустроить своих учеников. Поговаривают, что среднестатистический работодатель в Калининграде - это адский звиздец. К сожалению, в 2019 году слухи нашли частичное подтверждение. 

Этот пост посвящается моим ученикам, которые хорошо программируют, но еще не очень хорошо понимают реалии бизнеса и психологические уловки работодателя.

Лучшая в мире

Конечно же, я не мог пропустить эту вакансию:



Пару лет назад в личной беседе была озвучена информация о зарплате 60-70 тыс. рублей в месяц для разработчиков высокого уровня (т.е. максимум - ипотека). С тех пор зарплатная вилка выросла, по крайней мере так указано на сайте. Прям мечта для Калининграда:


Ура! Я приглашен на собеседование.

Собеседование

Собеседование длилось два часа. Это было чисто техническое собеседование. Мы говорили о javascript, основах программирования, технических знаниях. Передо мной находились люди, мои потенциальные будущие коллеги, начальники и/или подчиненные. Люди, с которыми мне предстояло видеться и проводить много времени вместе каждый день в будущем!

В конце собеседования меня спросили:
- На какую зарплату Вы рассчитываете?
Я ответил:
- На ту, которую Вы указали в объявлении вакансии.
Вопрос:
- А сколько вы получаете сейчас?
Я ответил:
- Примерно столько же и получаю.

В конце мне представилась возможность задать вопросы, и я спросил:
- А каким вы видите своего будущего коллегу?
Ответ был примерно таким:
- Самое главное, чтобы справлялся с задачами

Замечания к собеседованию

На собеседовании не было сказано стандартных фраз "Хотите ли вы воды?" или "Если захотите чего-нибудь - просто скажите...". Это было самое сухое и безжизненное собеседование в моей жизни. Вопрос о зарплате - это отсутствие такта или проверка реакции на прямой вопрос. Не знаю, что в тот момент было у людей на уме.

Очень важно во всей этой беседе то, что в большой компании самое главное качество для сотрудника - совместимость! А никак не умение справляться с задачами.



Отсутствие улыбок и "самое главное, чтобы справлялся с задачами" насторожили.

Тестовое задание

Результатом собеседования стало тестовое задание. Скрин широко разгулялся по интернету, поэтому пусть будет как есть:



Тестовое задание должно было показать, как я могу мыслить широко и системно. Впрочем, вот тестовое задание

Не было озвучено никаких результатов собеседования. Никакой оценки. Вообще. Кроме того, очень удивил тот факт, что 2+ года коммитов на GitHub "нам ничего не скажет :)"

Инсайдерская информация

Пришлось прибегнуть к поиску информации о компании. Странные вещи во время собеседования насторожили. Я задал прямой вопрос, так как это любят делать сотрудники компании: "Зачем предлагать кандидату тестовое, если с ним заранее не планируют сотрудничать?"

Скрин:



Из переписки видно, что инсайдерская инфа ложная. Действительно, инсайдерский источник информации - это не то, на что можно опираться. Поэтому оставим. Или нет?

Принципиально нет

Нет. Все-таки есть вопрос. "Если нужны разработчики и есть деньги, почему бы не пригласить на испытательный срок?"

Скрин, в котором прекрасно все:



Список риторических вопросов:

  • "Мы готовы были бы принять в компанию, но нам не хватало уверенности в тебе. Поэтому предложили творческое задание. Мы предлагаем его не всем" - тестовое задание должно выявить умение мыслить широко и системно или добавить уверенности во мне?
  • "Денег на разработчиков нам не жалко, уж поверь))". Но договориться об оплачиваемом творческом задании или испытательно сроке мы не можем? 

Вам нужен психолог


Одним прекрасным летним вечером мы "курили ну кухне" с директором одной известной компании о жизни, пили чай и вели задушевный диалог.

Я: - А знаешь ли ты, мой дорогой друг, что нынче в Москве востребованы психологи?
Д: - Нет, расскажи
Я: - Не знаю, насколько это ново, но в столице бизнесмены при приеме на работу нанимают психолога, чтобы тот уговорил кандидата работать за меньшие деньги.
Д: - Ух ты. Прикольно. 10 тыс в месяц на зарплате сотрудника - это 120 тыс. рублей прибыли в год. Классная схема! А сколько услуги психолога стоят?
Я: - Не знаю. Но знаешь, я тут подумал. А психологу можно и не платить?
Д: - Как это?
Я: - Психолога можно нанять в штат, но сделать его услуги для сотрудников платными. Т.е. если сотрудник недоволен сложившейся жизненной ситуацией, мама-психолог ему с радостью поможет.
Д: - Слушай, а ведь это гениально! Я разберусь с этим вопросом подробнее
Я: - Пожалуйста 🙂

Выводы

Дорогие ученики, будьте пожалуйста внимательны и вдумчивы. 

Помните, что одного знания программирования может быть недостаточно для того, чтобы найти хорошую работу. Иногда за хорошую работу надо побороться. И, возможно, побороться придется не на уровне логики и математики, а на уровне психологии и социологии.

Постарайтесь посмотреть со стороны на ситуацию. Задайте себе вопросы: "Действительно ли мне подходят эти люди?", "Хочу ли я с ними проводить весомую часть своей жизни?", "Действительно ли мы сможем стать крутой командой и создать крутой продукт?". Если у вас остались вопросы о найме, вступайте в telegram чат менеджеров по подбору персонала @hrchatv2 и смело задавайте вопросы обо всем.

Комментарии профессионалов

«Я бы сказала так: не профессиональными являются два момента - то, что кандидата не попытались расположить к компании и снять напряжение, сделав беседу непринуждённой, второе- то, что попросили сделать тестовое задание, при этом не дали обратной связи, что является неуважением к кандидату, который потратил личное время, выполняя задание и работодатель, даже не намереваясь нанять такого кандидата, обязан дать обратную связь, в идеале если конструктивную»

«Во-первых, интервью это с психологической точки зрения заведомо некомфортная ситуация для кандидата. Даже если уговорить себя что это просто деловые переговоры, все равно подсознание прекрасно понимает: меня оценивают. При этом, оценивают по неизвестным кандидату критериям. А человеческий мозг так устроен, что неизвестное пугает его (отсюда развилось магическое мышление - стремление хоть как-то объяснить непознаваемое). Это все рождает когнитивный диссонанс, который и вводит кандидатов в такое некомфортное состояние.

Во-вторых, рекрутеры, которые по образованию часто психологи, а по сути не понимают элементарных вещей, хуже того, часто они берут скрипты для интервью в интернете/на дурацких курсах/из штампов про то как должно выглядеть собеседование и задают вопросы ради вопросов - не понимая их цели. Это усиливает напряжение кандидатов, тратит время и ресурсы рекрутера и роняет качество подбора.

Третий момент это то что рекрутер обычно представляет бизнес. Какой бы он ни был, он всегда хочет купить дешевле, а продать дороже. И это не плохо. Это данность, с которой надо работать.»

Благодарности

Этот пост является результатом работы целого коллектива. Разобраться в ситуации, отредактировать и оформить мне помогли замечательные менеджеры по подбору персонала из telegram чата @hrchatv2
Директор одной известной компании предпочел остаться инкогнито.

Объявление

Уважаемые владельцы IT-компаний. Если у вас есть возможность и желание принимать на работу программистов с расчетом на долгосрочное сотрудничество, я очень хочу с вами познакомится. Вступайте в чат @hrchatv2

Видео от Феоморта

Невероятно. Параллельно с написанием этого поста один мой знакомые записал вот это видео. 5 минут, много мата и мысли о найме. У него прекрасный голос, вы точно не пожалеете, что потратили эти 5 минут своей жизни на этот видеоролик!


Ссылки